|
К СЕНСАЦИОННОМУ
выводу пришла комиссия российских физиологов, обследовавшая выпускников
школы альтернативного видения. Эксперименты, проведенные строжайшим образом,
заставили ученых, стоящих на сугубо материалистических позициях, признать:
для зрения глаза не обязательны.
Достаточно сказать, что руководила
комиссией академик Наталья Петровна Бехтерева, один из авторитетнейших
в мире специалистов по головному мозгу человека. А обследовались ученики
Вячеслава Михайловича Бронникова, чей метод обучения видеть без глаз вызывал,
да и сейчас вызывает полное неприятие физиологов, медиков и вообще любого
здравомыслящего человека. Лишь немногие из ученых решаются переломить себя
и, не боясь насмешек здравомыслящих коллег, признать очевидное, хотя оно
и невероятно.
Один из таких смельчаков - доктор физико-математических наук, профессор
МГУ Юрий Петрович Пытьев. Несколько лет назад, когда у Бронникова было
всего два ученика, Пытьев по просьбе Вячеслава Михайловича провел их тестирование.
Результаты были ошеломляющие. Юные феномены не только читали с плотно завязанными
глазами любые тексты, не только отчетливо различали окружающую обстановку,
но и могли посылать свои «глаза» за светонепроницаемую преграду например,
за стену, разделяющую две комнаты, и видеть, что делается там. Я умышленно
заключил здесь слово «глаза» в кавычки: это у ребят было такое ощущение,
что они могут посылать глаза в «свободный полет». Но на самом-то деле их
глаза оставались на месте, а значит, зрительная информация зиждилась на
каком-то другом физическом явлении. Бронников и просил физика Пытьева попытаться
определить, что это за явление. Пытьев с этой задачей не справился.
-
Эксперименты я проводил максимально корректно, - рассказывал мне Юрий Петрович.
- О каких-либо фокусах в духе Эмиля Кио или Девида Копперфильда и речи
быть не может. Факты установлены железно: да, у человека есть и другие
органы приема зрительной информации, помимо глаз. И можно его научить этими
органами пользоваться. Но что это за органы, на каких принципах они работают
- увы, я так и не смог выяснить. Здесь нужен большой коллектив профессионалов:
физиков, медиков, физиологов. Поэтому я прекратил эту работу, в надежде,
что со временем, поднакопив знаний, другие исследователи раскроют эту загадку.
С тех пор знаний о человеке особенно не прибавилось, но тем не менее
нашлась группа серьезных ученых-физиологов, которая заинтересовалась этим
феноменом. И тому были объективные причины. Школа Бронникова продолжает
работать, из нее выходят все больше людей, обладающих альтернативным зрением,
а среди них и совсем незрячие, научившиеся читать и видеть окружающую обстановку.
Более того, уже и в других городах России начинают применять методику Бронникова
- учат видеть с закрытыми глазами. И те, кто этим занимается, уверяют -
такое умение доступно любому человеку, надо лишь его научить как это делать.
А если это так, то проблема уже выходит за рамки медицины, приобретает
социальное звучание. Ведь если в обществе появились люди, для которых нет
тайн ни за бетонной стеной, ни за сейфовой броней, ни за плотной бумагой
запечатанного конверта, то это в конце концов неминуемо внесет коррективы
в привычные отношения. Тем более что таких людей становится все больше,
и не исключено, что умение «видеть без глаз» будет передаваться по наследству,
на генном уровне.
Так что у ученых были причины отнестись к этому феномену серьезно. Физиологи
под руководством академика Бехтеревой обследовали семь подростков от 10
до 17 лет, прошедших обучение альтернативному видению. Обычное зрение у
этих подростков было самое разное: у кого-то нормальное, а кто-то почти
ничего не видел.
Обследование было организовано так, чтобы исключить малейшие сомнения.
При этом никакой чертовщины, вроде перебрасывания глаз через стенку: ученые
ведь собрались серьезные. На испытуемых накладывали черную маску из непрозрачной
материи, полностью закрывающую лицо, и предлагали прочитать текст из книги,
брошюры или разового объявления, различить буквы и цифры, появляющиеся
на экране компьютера. Книги были самые обычные, и испытуемые должны были
читать их как обычно, а не водить пальцами по странице, как читала в свое
время небезызвестная Роза Кулешова. Наблюдатели сидели в трех метрах от
подростков, и никакой контакт между ними не был возможен. Короче говоря,
условия эксперимента исключали любую подтасовку фактов.
Альтернативное зрение не появляется само, его надо «включить» усилением
воли, что испытуемые и делали по сигналу экспериментаторов. В этом состоянии
они свободно читали любой текст, различали все знаки, ориентировались в
незнакомой комнате. А ученые регистрировали у них электроэнцефалограмму
мозга
в обычном состоянии и при чтении с закрытыми глазами. Оказалось, что при
включении альтернативного зрения, электрическая активность мозга становится
более высокочастотной, особенно в лобных областях, что свидетельствует
об активной работе. По-видимому мозг при этом перестраивается на другой
режим, начинает использовать свои сверхвозможности.
Итак, авторитетным российским ученым ничего не оставалось, как признать:
альтернативное
зрение существует. Причем речь идет не о феномене, не об уникальных
свойствах некоторых личностей, а о методе, поскольку видению без глаз можно
научить. В своей статье, опубликованной в журнале «Физиология человека»,
ученые используют термин «прямое видение» - в обход обычного зрительного
пути без проекции изображения на сетчатку глаза. При этом, вероятно, клетки
мозга напрямую активизируются факторами внешней среды, скажем, электромагнитными
волнами. Но есть и другая гипотеза, изложенная в статье: «Не настаивая
на истинности рабочих построений, с наименьшими выходами за рамки известного,
по-видимому, можно предположить также сугубо предварительно, что альтернативное
зрение осуществляется с помощью кожи. Прямых доказательств этому нет, но
есть ряд косвенных».
Вот некоторые их этих косвенных доказательств. В процессе развития зародыша
кожа формируется из того же зачатка, что и нервная система. Те, кто овладевает
альтернативным видением, учатся сопоставлять ощущения кожи с цветом и другими
предметов. К тому же в природе уже существует феномен зрения поверхностью
тела — кожей видят некоторые морские беспозвоночные и бабочки. Исследователи
предполагают, что в процессе обучения альтернативному видению не только
проявляются потенциальные свойства кожи, но и переобучается, проявляя свои
безграничные возможности. Впрочем, выдвинув такую гипотезу, авторы подчеркнули,
что она сугубо предварительная и очень шаткая.
То же самое мне сказала и академик Бехтерева, когда я позвонил ей в
Питер. Вернее, она вообще отказалась говорить больше, чем сказано в статье.
- Поймите, все это настолько необычно - сказала она, - что у нас просто
нет объяснений. Мы установили факт и описали его. На этом пока все.
- Наталья Петровна, ответьте на один вопрос. Да, вы описали факт, но
в глубине души вы уверены, что это не феномен, божий дар для избранных,
а просто свойство мозга, присущее всем людям, - одна из тех его могучих
возможностей, о которых мы пока просто не подозревали?
Она помолчала. Потом коротко бросила:
-Да.
|