Наделяев Анатолий Христос Кришна Будда из Благовещенска на Амуре

Перевод: И. Митрофанова

Редактор: А. Костенко


Роберт Антон УИЛСОН

И ОБРУШИЛАСЬ СТЕНА

киносценарий


ПАНОРАМА

Крыши Бостона и Кембриджа на фоне ночного неба. Жутковатая электронная музыка.

По пустынной пригородной улице Кембриджа мчится автомобиль.

Через окно автомобиля мы видим МАЙКЛА ЭЛЛИСА, бородатого мужчину средних лет, профессорского вида, явно охваченного сильнейшим беспокойством.

Машина останавливается, визжа тормозами. Темп музыки ускоряется, и она становится все более зловещей. МАЙКЛ выскакивает из машины и, забыв закрыть дверцу, несется по лужайке к высокому дому и новоанглийском стиле.

МАЙКЛ барабанит в дверь дома.

ВНУТРИ ДОМА

Темнота, Внезапно вспыхивает свет, и на верхней ступени лестницы. мы видим САЙМОНА СЕДИНА в халате поверх пижамы, не вполне проснувшегося и раздраженного, со всклокоченной бородой.

СЛЙМОН Слышу, слышу, слышу -иду. {Про себя.) Но если это не извещение из нобелевского комитета, я тебя пристрелю.

УЛИЦА

Еще одна машина останавливается за автомобилем Майкла. Камера приближается к окну машины. Мы видим простоватого, но хорошо одетого мужчину, который вполне может быть полицейским или тентом ФБР.

МУЖЧИНА (в микрофон)

Объект вошел в дом на Луис-Лэйн. Адрес:

два девять девять три.

КУХНЯ САЙМОНА

Саймон готовит кофе. Майкл сидит на стуле, едва способный контролировать свое состояние неестественного возбуждения.

МАЙКЛ Ты психолог. Ты должен сказать мне, сумасшедший я или нет. Если я не сумасшедший, это величайший переворот в науке нашего времени.

САЙМОН -(одобрительно дружелюбно)- Ты не похож на сумасшедшего, Майк. Помоему, ты просто переживаешь какой-то травматический шок. Я видел людей, которые выглядели гораздо хуже после инспекции из Федерального налогового управления. Он ставит на стол две чашки кофе.

САЙМОН (полностью проснувшийся"объективный" профессионал) Почему бы тебе не рассказать мне обо всем с,самого начала?

МАЙКЛ Боже, это тянется долгие годы. Может быть, всю мою жизнь. Впрочем, ладно... страх появился в прошлом году. Ты был у нас в тот вечер вместе с Три. Помнишь - я вел себя не очень-то хорошо... Затемнение.

ГОСТИНАЯ

Зритель видит экран телевизора. Идет передача о паранормальных явлениях. Все внимание сосредоточено на мужской руке, которая держит ключ. Жутковатая музыка.

МАЙКЛ ( за кадром) Все началось с того липового экстрасенса - Стоковского или как там его звали...

Мы наблюдаем, как ключ очень медленно начинает изгибаться кверху.

САЙМОН (за кадром) По-моему, Кажинский...

Ключ тем временем окончательно выгнулся вверх, образовав изящную, плавную параболу.

ВЕДУЩИЙ ТЕЛЕПРОГРАММЫ (за кадром) Согнула ли этот ключ сила разума -психическая сила, - как утверждает мистер Ковальский? Или же мистер Ковальский просто ловкий фокусник, как считают скептики?

МАЙКЛ ЭЛЛИС (за кадром) Экое дерьмо собачье! Если он не мошенник, то я готов показать голую задницу архиепископу в день Святого Патрика!

Телевизионная камера отъезжает, показывая ВЕДУЩЕГО, который держит ключ, и мистера Ковальского, лысого, ничем не примечательного человечка, изо всех сил пытающегося выглядеть отстранение и загадочно. Наша камера тоже отъезжает, и мы попадаем в гостиную Майкла и Кэти Эллисов.

Видно, что уровень жизни выше характерного для среднего класса, но во всем заметен беспорядок: повсюду стопки бумаг и беспорядочные кучи книг. Оба, Майкл и Кэти, профессора. Обоим за пятьдесят, но оба "хорошо сохранились". У него слегка седеющая борода, но он явно из тех профессоров, которые ходят на футбольные матчи. Ее огненно-рыжие полосы тронуты проседью, но одета она, что называется, "чувственно". Импрессионистские картины на стене демонстрируют вкус Кэти;

афиша сериала "Стар Трек" свидетельствует о до сих пор неизжитом мальчишестве Майкла.

Майкл изо всех сил жмет на кнопки пульта дистанционного управления, и на экране телевизора появляется Джонни Карсон*. Мы не слышим, что он говорит, из-за спорящих Майкла и Кэти.

На третьем стуле, в дальнем углу сидит профессор Саймон Селин;

-* Ведущий популярных американских телепрограмм "Кому вы доверяете?" и "Ночное шоу". - Здесь и далее прим. перев.

- он лет на десять моложе Майкла и Кэти и очень внимательно наблюдает за их спором.

Рядом с Саймоном - Три, девушка-аспирантка, очень сексуально привлекательная. Она сидит, закинув ногу на ногу, и эти ноги стоят того, чтобы на них посмотреть.

КЭТИ (самоуверенная эмансипированная леди) Черт возьми, Майк, я хотела досмотреть.

МАЙКЛ Зачем? Набивать мозги всякой чепухой? Любой фокусник в цирке смог бы выполнить такой трюк. Саймон с интересом наблюдает за тем, как развивается спор.

КЭТИ Благодарю покорно, но позволь мне самой решать, что такое чепуха. Я уже совсем взрослая девочка. Мама разрешает мне самой сморкаться, самостоятельно ходить в туалет и все такое прочее.

МАЙКЛ (рассудительно) Кэти. дорогая, ты же ученый.

КЭТИ Так это означает, что я должна быть фанатиком? А я-то думала, что совсем наоборот.

МАЙКЛ -(выходит из себя) Господи... эти женщины! Женский ум! Вторая ошибка Бога!

КЭТИ (шагнув к нему и выговаривая прямо ему в лицо) Господи... эти мужчины! Мужской ум! Первая ошибка Бога!

МАЙКЛ Давай не будем снова начинать войну полов. Ты знаешь, что этот парень, Вакальский, - мошенник. Зачем ты стараешься мне досадить?

ТРИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Значительную часть кадра занимают ее длинные ноги, прикрытые мини-юбкой.

КЭТИ Я мечтаю, чтобы хоть раз в жизни я могла быть хоть в чем-то так же уверена, как ты всегда уверен во всем!

МАЙКЛ Ты занимаешься математической физикой или ты цыганская гадалка?

КЭТИ А ты занимаешься математической физикой или ты Папа Римский? Пауза, пока они испепеляют друг друга взглядом.

ДЖОННИ КАРСОН -(с телеэкрана) От скуки мы как-то подъехали к одному мотелю и начали орать у входа: "Полиция нравов!", - а потом побежали во двор смотреть, как евангелисты выпрыгивают из окон в одних трусах.

Саймон находит это смешным и неистово хохочет. Майкл и Кэти тоже начинают смеяться, и напряжение временно спадает.

МАЙКЛ Ладно, ну его к черту, - эта экстрасенсорная чепуха даже забавна... Единственное, что не забавно, - так это то, что некоторые люди воспринимают все всерьез. И это меня пугает.

ТРИ (гнусавым бесполым голосом) Правильно, ребята. Поцелуйтесь и помиритесь. Ссоры создают плохую карму.

Майкл вручает пульт дистанционного управления Кэти с церемонным поклоном.

КЭТИ (шутливо, напуская на себя официальный вид) Спасибо, доктор Эллис.

МАЙКЛ (тоже напуская на себя сдержанность) Пожалуйста, доктор Эллис.

Они целуются. ТРИ довольно ухмыляется. Кэти щелкает кнопками пульта.

НА ТЕЛЕЭКРАНЕ - ДОКТОР ДЖИН СКОТТ

Этот самый заядлый телевизионный евангелист сегодня в ударе, на голове его весьма фривольная шляпа, он попыхивает сигарой и увлеченно ораторствует.

ДОКТОР СКОТТ ...на любой странице Библии, от Бытия до Откровения. Вы можете прочитать каждое предложение и ни единого разу не найдете слов "аудиторская проверка". Это не есть часть слова Божьего.

КЭТИ (за кадром) Черт, эта штука опять не работает. МАЙКЛ (за кадром) А ну, дорогая, дай-ка его мне.

ДОКТОР СКОТТ -(с телеэкрана) А другое доказательство того, что Федеральное налоговое управление - это Зверь 666... Щелчок. Полосы на телеэкране. Снова первоначальный канал. В телевизионной студии ВЕДУЩИЙ сидит в кресле, лицом к Коренастой Маленькой Домохозяйке.

ВЕДУЩИЙ И как давно продолжается ваш ченнелинг с мистером... э-э... Гонадой?

ГОСТИНАЯ ЭЛЛИСОВ

Майкл и Кэти снова заняли свои места. Майкл нервно прикуривает сигарету. Мы видим телевизионный экран примерно также, как видят они.

ДОМОХОЗЯЙКА Он не называет себя мистер Гонада. Просто Гонада. Порой он представляется как Конан Варвар. Мне кажется, это какой-то титул. Не забывайте, что он жил сто тысяч лет назад. Саймон снова развеселился и едва сдерживает смех.

САЙМОН Конан Варвар!

ВЕДУЩИЙ Гм, н-да. И как давно вы находитесь с ним в контакте?

КЭТИ (Саймону, но, безусловно, это предназначено и для ушей Майкла) В это верит большинство американцев, Саймон. Нам следует попытаться понять это вместо того, чтобы стоять в сторонке и чувствовать свое превосходство.

МАЙКЛ (с серьезной миной на лице) Верно. А если в их слабоумные головы снова придет мысль сжигать на кострах ведьм и евреев, нам тоже следует сохранять открытость ума и...

ТРИ Эй, профессор Эллис, то, что мы мыслим иначе, чем вы, вовсе не означает, что мы нацисты...

САЙМОН Майк, ты успокоишься наконец? Дай посмотреть, а твои комментарии послушаем потом. На экране телевизора ВЕДУЩИЙ и Домохозяйка все еще беседуют.

ВЕДУЩИЙ А не могли бы вы устроить сеанс ченнелинга (с телеэкрана) с... э-э... Гонадой прямо сейчас для нашей аудитории?

МАЙКЛ (тихо, с нажимом) Я буду сидеть тихо, как мышка. Или как добропорядочный бюргер.

КЭТИ Слушай, Майкл!

ТРИ (сдержанно, снисходительно) Все высокоразвитые существа помнят свои

прошлые жизни.

САЙМОН Три, не усугубляй ситуацию.

МАЙКЛ ? (неожиданно нападает) А вас на самом деле зовут Три*, юная леди

ТРИ (готова , защищаться) Да, и у меня есть сестра по имени Лиф и брат которого зовут Бад**.

МАЙКЛ Возьму на себя смелость предположить, что ваши родители были в Вудстоке*.

Англ. "дерево". Англ. "лист" и "почка".

ТРИ Вудсгок, демонстрация у Пентагона... славные шестидесятые...

МАЙКЛ (решив быть учтивым) Три, Лиф и Бад. А своего первенца вы назовете Сидом?

Их голоса заглушают Домохозяйку, но мы. видим, что она начинает входить в транс.

ТЕЛЕЭКРАН

Домохозяйка на телеэкране проваливается в сон, затем на ее лице возникает новое выражение. Она снова открывает глаза и начинает вещать, абсолютно неубедительно подражая мужскому голосу.

ДОМОХОЗЯЙКА Я, Конан, приветствую вас, людей того, что вы называете двадцатым веком, по ту сторону магического ящика с картинками.

МАЙКЛ Надеюсь, она не обращается к мусульманам. У них-то сейчас тринадцатый век. А у евреев...

САЙМОН Ради бога, Майк... и ради всех нас...

ДОМОХОЗЯЙКА (с телеэкрана) Я пришел, чтобы рассказать вам о том, что все едино. Черный человек и белый человек - братья. Женщина - это душа или, как вы бы сказали, магнитный полюс мужчины. Нет никаких границ. Те, кого вы называете инопланетянами, - это ваши внутренние души...

*** Игра слов. Вудсгок - место проведения эпохального рок-фестиваля в 1969 г. Само слово woodstock можно перевести как "древесный ствол".

Англ. seed - "семя".

ГОСТИНАЯ ЭЛЛИСОВ

ТРИ Ух ты, здорово. Оказывается, секс •- это магнитное поле.

Майкл, забывшись, открыто любуется ногами Три. Кэти замечает, куда направлен взгляд Майкла, и выглядит расстроенной. Очевидно, она думает о том, что ей уже за пятьдесят, а Три лишь около двадцати двух,

Майкл увидел, что Кэти заметила его эротические фантазии, и закашлялся от табачного дыма.

МАЙКЛ {громко) Как можно пролежать мертвым сто тысяч лет и до. сих пор оставаться таким занудой? Боже мой - секс и магнетизм! Да в пятидесятые годы, когда я был юнцом, это уже было затасканное сравнение...

ТРИ (гнусаво искренне не замечая немой сцены между Майклом и Кэти). Вы не понимаете. Это как Инь и Ян в Китае...

МАЙКЛ (охотно подхватывает) А также Пунь и Taн в Японии! А еще Шалтай и Болтай в Англии!

Три заметно обижена. Саймон наклоняется, чтобы погладить ее руку, и начинает говорить. Мы видим, как Майкл исчезает из кадра, а затем слышим, как хлопает дверь. Камера отъезжает, давая нам убедиться, что Майкл выбежал из комнаты в припадке раздражения. Кэти делает шутливый успокоительный жест в сторону Три.

САЙМОН Ничего, Кэти. У всех творческих личностей бывают такие... настроения.

КЭТИ Это ты говоришь как психолог?

САЙМОН Это я говорю как друг.

КЭТИ -(серьезно и обеспокоенно) Чем ближе к старости, тем чаще у него бывают такие... настроения.

ТРИ Наверное, он ест слишком много мяса. У вегетарианцев не бывает таких резких перепадов настроения. И еще кофе. Давайте ему кофе без кофеина.

ДОМОХОЗЯЙКА -(с экрана телевизора) Вы вмещаете в себя безграничное пространство и его бесчисленные звезды. На дне Ада находятся ступени Рая.

СПАЛЬНЯ ЭЛЛИСОВ

Майкл, взбешенный, расхаживает по комнате. Он закуривает очередную сигарету. Затем останавливается и рассматривает руку, с удивлением замечая, что она дрожит. Камера наезжает на лицо Майкла, пока он смотрит на свою трясущуюся руку. В его глазах можно прочесть лишь классическую научную отстраненность: он наблюдает за всплеском собственных эмоций.

СНОВА КУХНЯ САЙМОНА СЕЛИНА

МАЙКЛ Я понимал, что нахожусь в состоянии сильнейшего возбуждения - все классические фрейдовские симптомы: учащенное сердцебиение, дыхательная аритмия, головокружение, -но я не понимал почему. Я был готов на стенку броситься... а почему... сам... не знал...

САЙМОН (осторожно) Тебя привлекла женщина гораздо моложе тебя...

МАЙКЛ Да, но... Я вдруг начал вспоминать нечто такое, что давно забыл ... и это меня испугало...

ГОРА В ИЕРУСАЛИМЕ

Этот кадр мелькает настолько быстро, что никто не успевает толком его разглядеть. Майкл в одеянии римского центуриона, на тридцать лет моложе и безбородый, втыкает меч в распятого человека. На одежду Майкла брызгает кровь. И сразу же:

ОЧЕРТАНИЯ КРЫШ КЕМБРИДЖА НА ФОНЕ НЕБА

МАЙКЛ. (за кадром) Это осталось со мной... Я чувствовал, что чуть было не отогнул уголок вселенной... знаешь, как отгибают уголок ковра, чтобы посмотреть, что там под ним...

УЛИЦА В КЕМБРИДЖЕ

Легкая музыка. Майкл направляется в сторону Массачусетского технологического института с портфелем в руке. Он проходит мимо газетного киоска, и в фокусе наезжающей камеры появляется крупным планом заголовок дешевой бульварной газеты:

РЕБЕНОК РОДИЛСЯ С ЕГИПЕТСКИМ БРАСЛЕТОМ СЕНСАЦИОННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО РЕИНКАРНАЦИИ Звучит фальшивый музыкальный аккорд, и камера показывает Майкла, лицо которого выражает раздражение и отвращение..

МАЙКЛ -(за кадром) Это было все равно что находиться в нацистской Германии... зная, что тебя ждет...

ДРУГАЯ УЛИЦА В КЕМБРИДЖЕ

Рождественская музыка. Майкл и Кэти выходят из универмага, нагруженные покупками. Камера наезжает на еще один заголовок бульварной газеты:

БОМБАРДИРОВЩИК ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ОБНАРУЖЕН НА ЛУНЕ! УЧЕНЫЕ НЕДОУМЕВАЮТ!

Звучит фальшивый музыкальный аккорд, и камера показывает Майкла, на лице которого написано раздражение и отвращение.

ЕЩЕ ОДНА УЛИЦА В КЕМБРИДЖЕ

Звучит рок-музыка. Майкл и Саймон выходят из бара, который нам предстоит часто видеть в этом фильме. Оба навеселе. Камера наезжает на третье бульварное хайку*: * Хайку - японская поэтическая форма.

УЖАСНЫЙ РАССКАЗ ЖЕНЩИНЫ:

"МЕНЯ ИЗНАСИЛОВАЛИ ЛИЛИПУТЫ С МАРСА!" Звучит фальшивый музыкальный аккорд, и камера показывает Майкла, лицо которого выражает раздражение и отвращение.

МАЙКЛ -(за кадром) Я словно путешествовал обратно в прошлое... Вокруг меня возрождалось мрачное раннее средневековье.

И ЕЩЕ ОДНА УЛИЦА В КЕМБРИДЖЕ

Майкл выходит из парикмахерской и видит очередной газетный заголовок:

СУМАСШЕДШИЙ ГОРБУН ПРОДАЛ СВОЙ ГОРБ МЯСНИКУ. ЖЕНЩИНА ОТРАВИЛАСЬ ХАНЧБУРГЕРОМ*

Звучит фальшивый музыкальный аккорд, пока заголовок увеличивается во весь кадр; на этот раз мы даже не видим реакции Майкла. *Англ. hunch - "горб"; ханчбургер - сэндвич с толстым куском мяса.

ОГРОМНАЯ АУДИТОРИЯ В ГАРВАРДЕ

В помещении полным-полно камер и прочей журналистской аппаратуры, Ученые (все белые мумсчины средних лет) сидят за столом перед аудиторией. На их нарукавных повязках - надпись SSA, причем буквы SS изображены в виде двух зигзагов молнии. Надпись на флаге над столом расшифровывает это сокращение: SCIENTIFIC SKEPTICS AS-SOTMTTON (АССОЦИАЦИЯ УЧЕНЫХ-СКЕПТИКОВ). Майкл, стоя на подиуме, зачитывает заявление для прессы. Звучит музыка: "Ода к радости Бетховена.

Когда музыка стихает, мы начинаем слышать слова доклада Майкла.

МАЙКЛ ...и создается впечатление, что возвращаются все суеверия мрачного средневековья. Астрология, самая абсурдная из всех псевдонаук. Реинкарнация, последняя надежда всех неудачников. Бредовая "загадка НЛО", современная форма примитивных культов. В этой атмосфере некоторые из нас, представители научного сообщества, сочли необходимым напомнить миру об уроках, которые ему следовало выучить еще в восемнадцатом столетии. Ценность здравомыслия, осторожности, скептицизма...

В ГЛУБИНЕ ЗАЛА

Рядом стоят газетный репортер и телеоператор.

А это что за тип на трибуне?

РЕПОРТЕР ОПЕРАТОР

Доктор Эллис. Большая шишка на физическом факультете Гарварда. Работает также на правительство и на Массачусетский технологический институт.

МАЙКЛ (за кадром) Ассоциация Ученых-Скептиков станет своего рода полицией, выискивающей мошенничество и обман в так называемых нью-эйджевских культах, которые, большей частью, служат оплотом возрождения средневековых суеверий.. . Его голос еще слышен в начале следующего кадра.

БАР В КЕМБРИДЖЕ

Стены покрыты, компьютерными фракталами (тем, кто их не узнает, они кажутся современной живописью).

МАЙКЛ выходит из мужского туалета и сталкивается с ТРИ, снова весьма сексуально одетой. Она держит в руках книги по Таро и астрологии.

МАЙКЛ О, добрый вечер, мисс Форест.

ТРИ Три. Не Форест. Всего лишь Три.

МАЙКЛ -(подмигивая) Никому не говорите. Все мои недоброжелатели на факультете будут сплетничать, что я не отличаю леса от дерева'*.

Игра слов forest - "лес", tree - "дерево"

ТРИ (берет быка за рога) Хотите угостить меня пивом?


…Да - пива бы я сейчас с удовольствием выпил - тем более с такой симпатичной Женщиной… впрочем… Как будет время - тогда отсканирую и помещу продолжение… Этой хорошей Книги. Хочу сразу заметить - что помещаю на сайт, или делаю ссылки на какие либо ресурсы, только тогда, когда вижу, что подаваемая информация, в чём то пересекается с той темой на которую и я подаю свои интерпретации - И также, если - какие либо проблемы или ситуации в прочитатнных мной Книгах от других Авторов- уже прожиты и прочувствованы, и проанализированы мною- Что можно выразить словами - почему, зачем, каким образом и тд… - ибо - помещаю материалы на эти темы - только - если они прожиты мной в каких либо аспектах этой темы. - Ибо, если не прожиты, не прочувствованы… - то как я могу об этом писать? - И имеет ли право, Человек из Благовещенска на Амуре - в 2000 году объявивший, что Он Есмь воплощение духа Христа. - Имеет ли он право поместить ту информацию, которая им не проверена на своём опыте - и вводить в заблуждение Вас. - Вот поэтому то - Критерии отбора информации - вышеизложены достаточно ясно. И я могу сказать, что это для меня, одна из граней реальности - на которую когда либо позже, буду помещать и свои материалы на подобную тему - ( в данный момент времени мало ) - Впрочем понятия реальности, весьма расплывчаты и относительны - и я совершенно согласен с выражением - Сытый голодного не уразумеет - не в смысле того, что я страдаю голодом, а в том смысле, что если какие то жизненные коллизии вас пока не посещали и не прожиты, не прочувствованы конкретно Вами - То - то, что является для кого то объективной реальностью - Будет выглядеть для Кого то - просто бредом сумасшедшего… - Но - я очень рад тому, что в мире есть много таких сумасшедших - Эта Книга написана одним из Них… - Да кстати! - Моя к Вам просьба - Не думайте пожалуйста, что, если я помещаю книгу от какого то Автора - то всё, что происходило с ним - Происходило и со мной - Нет - Лишь некоторые ситуации - в конкретном предоставляемом материале ( тут вкратце упмянул )- И вполне возможен тот вариант, что в других Книгах от какого то Автора - Будет та информация, которая вовсе не является прожитой мной. А это означает то, что только этот конкретный материал прочитан и проанализирован мной. И, что только после всестороннего анализа определённой информации неважно от какого Автора - Определённая информация - оказывается на этом сайте. - А другие определённые Книги, с информацией на эту же тему, - но, даже с маленькими, незаметными порой, претензиями на какую либо исключительность - неважно по какому признаку - интеллектуальному, национальному, религиозному… и прочим по этому длинному списку - на моём сайте не появятся. мои критерии отбора, вы можете просмотреть на многочисленных документах сайта.

А пока помещаю на этот документ послесловие от Роберта Антона Уилсона. Которое как и вся эта Книга, моим критериям соответствует - Не знаю как насчёт других Его Книг. Ибо прочёл только Психологию Эволюциии и Квантовую Психолгию - И других Его Книг не читал - и поэтому по этому поводу и ничего не скажу - впрочем… - Я что расфилософствовался, читайте сами…. А я должен идти на процедуры, там ждёт уже, Блондинка медсестра, и я всё никак не могу уговорить Её, что бы Она покрасила волосы в Золотисто Рыжий цвет. - Мне это кажется очень симпатичным. Но Она не соглашается и говорит, что если её не полюбят такой, какая Она есть, то и не стоит Ей особенно беспокоиться. - Ибо - сказала Она - зачем строить из себя принцессу - сидящую на горошине, когда даже самые маленькие дети знают, что принцессы тоже сидят на горшках… - И к тому же, мой хороший Друг, он в больнице одной работает, Врачом, котрый сегдня снова в гостях у меня - проснулся и сказал, что своим смехом я его разбудил. И сейчас будем есть пирожки и пить чай с вареньем. А пива нет - Жаль - Я бы с Ней выпил пива…

____________________

(да - кстати - я там написал, что со многими интертрепациями Роберта Антона Уилсона согласен. - Но - вот не согласен в корне, с его интертрепациями о достижимом в будущем бессмертии. О каком бессмертии можно говорить, или даже и о большом продлении срока жизни??? - При нынешнем состоянии духовного развития человечества - Рассовой, конфессиональной и прочими нетерпимостями. Не очень большой срок жизни конкретного индивидуума, является благом а не наказанием. Ибо представить страшно, если бы люди на нынешнем уровне своего развития, получили бы очень большой срок жизни, не говоря уже о бессмертии!!! -

Бр бр бр бр - СТРАШНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ЧТО БЫЛО БЫ С ПРИРОДОЙ И ВООБЩЕ С ЭТИМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ

Слова Уилсона на эту тему, я могу принять только как аллегорию - не более того.

Анатолий Наделяев.



 
 

Роберт Антон Уилсон

Послесловие к книге "И обрушилась стена"

Перевод с англ.: Инна Митрофанова
Редактор: Андрей Костенко


Двух одинаковых равенств не бывает. Малаклипсис Младший, "Principia

Discordia"


Я писал сценарий к фильму "И обрушилась стена" в 1988 или 1989 году в Лос-Анджелесе. После нескольких лет, пpоведенных в Иpландии, Южная Калифорния показалась мне pайским садом и там, наряду с обычными человекообpазными, которые в изобилии встречаются в любом городе, я познакомился со множеством замечательных и интеллигентных людей. Пpавда, вскоpе мне пpишлось узнать, что такое лос-анджелесский смог. А когда произошли кражи со взломом в доме справа от нас и в доме слева от нас, я решил, что больших амеpиканских городов с меня хватит, и переехал в горы Санта-Крус. (До этого загрязнение окружающей среды и pост преступности уже выжили меня из Нью-Йорка, Чикаго и Сан-Франциско.)

В теплые зеленые деньки, когда я все еще любил Лос-Анджелес и писал этот сценарий, я озаглавил его "Человек, который убил Бога". Это был своего pода самоплагиат, поскольку я уже использовал это название для главы в "Иллюминатусе". Мне кажется, новое название подходит к этому сценаpию лучше. Оно пробуждает воспоминания не только о Иерихонской стене из библейского предания, - которая обрушилась в один миг, в мгновение ока, - но также и о стенах коpидоpов миносского лабиринта, в которых долгое время прятались друг от друга Тесей и Минотавр перед последней битвой. Эти мифы не лежат в основе моего сценаpия в такой же мере, в какой гомеровская "Одиссея" не лежит в основе "Улисса" Джойса, но их действительно роднит с моей историей крепкая пуповиннная связь.

Разумеется, я имел также в виду и стены наших индивидуальных туннелей реальности. Основной образ pушащихся стен и внезапной беззащитности, или открытости, символически резонирует (по крайней мере, в моем сознании) со знаменитым коаном дзэн:

Что такое разум Будды?
Дно, отваливающееся от ведра.

Полагаю, что вам придется представить ведро, наполненное водой, чтобы "вpубиться" в эту имажинистскую шутку - или, быть может, вам просто надо припомнить самый потрясающий оргазм за всю вашу жизнь...

Как быстро сообразят читатели-интеллектуалы, в сценарии описываются ужасные события, которые происходят с теми, кто, случайно споткнувшись, проваливается в это безграничное потустороннее сознание без малейшего намерения туда попасть и без всякой подготовки или практического руководства, которое бы им рассказывало, как осуществлять навигацию, когда рушатся стены, распахиваются двери восприятия, а от полки с ментальной картотекой отваливается дно, внезапно освобождая мозг от ограничений "мышления". В том или ином виде этот вопрос поднимается в большинстве моих произведений, поскольку я считаю его одним из самых важных и самых игнорируемых социальных явлений нашего времени. В силу различных причин мы живем в эпоху, когда пограничные стены всех видов - нейрологические, сексуальные, концептуальные, националистические, идеологические - начинают без предупреждения валиться на головы людей, которые никогда и не ожидали, что с ними может такое случиться.

Если магия и мистицизм пpедполагают сознательные усилия по разрушению кондиционированно-импринтированных "карт" (территориальных императивов "мышления") в наших мозгах, то что могут означать встpечи с НЛО, ченнелинг, спонтанные астpальные путешествия и многие подобные необычные явления, котоpые пpоисходят с людьми помимо их воли?

Майкл Эллис, "герой" моего повествования, оказывается выброшенным в стpанный миp, котоpый, как ему казалось pаньше, существует только в кошмаpах, бульварных газетенках и сеpиале "Секретные материалы". Поскольку уже несколько миллионов американцев заблудились в этой нейрологической "Зоне 51" (не говоря уже о многих миллионах в других pегионах планеты), я думаю, нам следует попытаться понять, что же это такое происходит с человеческой расой в последние несколько десятилетий двадцатого века.

Некотоpые ученые пытались оценить, до какой степени "немыслимое" стало явью для современного человечества; я не стану здесь цитировать результаты этих исследований, поскольку общая картина известна пpактически всем. Что бы нам ни говоpила официальная статистика, самое быстро растущее меньшинство на планете состоит из тех, кто уже познал "странное и жуткое" - телепатию, похищения НЛО-навтами, невероятные воспоминания, внетелесный опыт, вспоминание прошлых жизней, ченнелинг и т. д.

Неважно, считаем ли мы, что такие случаи происходят в традиционном пространстве-времени или же в каком-то необычном нейро-пространстве: они продолжают происходить все с большим и большим количеством людей.

Никакое "доказательство" того, что такие вещи НЕ случаются в традиционном пространстве-времени, не способно помочь людям, которые пережили такого рода опыт и хотят знать, что все это может значить. Если даже эти люди действительно убеждены, что пережитое ими не происходило в общепpинятой линейной реальности, они все равно хотят знать, в какой иной вид реальности они попали, и, не находя рациональных моделей для своего опыта, они волей-неволей цепляются за какую-нибудь модную иррациональную модель.

Ученые, которых беспокоит возрастающая популярность таких иррациональных моделей, или Систем Верований (СВ), должны осознавать, что, до тех пор, пока они не предложат лучшую СВ, самые популярные виды донаучных или ненаучных СВ с каждым годом будут повсеместно становиться еще более популярными. По-моему, я уже когда-то где-то писал, что, когда наука отказывается предлагать объяснения фактам, широкая публика сама выбирает, как эти факты объяснить, пользуясь спектром всех доступных ей ненаучных объяснений.

К примеру, большинство странных событий в этой истории действительно произошло с людьми, которых я знаю (и отчасти со мной самим). Я не отваживаюсь высказывать здесь свое мнение о том, в каком пространстве - физическом или "мозговом" - эти события происходили, но они происходили. В каждом случае я узнавал об этих событиях от участвовавших в них людей лишь после того, как они были знакомы со мной достаточно долго и могли мне доверять, зная, что я тотчас же не причислю их к разряду "спятивших". Порой я думаю, что так же, как средневековые люди боялись обсуждать некотоpые явления из страха, что их сочтут "еретиками", современные люди боятся обсуждать такого же рода факты из страха, что их сочтут психами. Мы все же понемногу пpогpессиpуем: "еретиков" сжигали на костре, а худшее, что бывает с "психотиками" нашего времени, - это напичкивание лекаpствами в психлечебницах.


Сомневайся во всем. Брат Пердурабо, ?Книга Лжи?

Первый раз я увидел "летающую тарелку" в Бруклине во время первой волны "тарелочного" бума летом 1947 или 1948 года. Мои родители и я, сидя на нашей веранде, заметили, как "тарелка" летит по небу, довольно медленно, и наблюдали за ней около трех минут, пока ее не заслонили более высокие здания центральной части города. В свои пятнадцать или шестнадцать лет я счел это чрезвычайно захватывающим и захотел сделать ситауцию еще более интеpесной, сообщив об увиденном в полицию или в газету. Мои родители наотрез отказались допустить что-либо подобное и сказали, что мне никогда не следует рассказывать об этом даже своим друзьям. Наверное, я могу наилучшим образом сформулировать их позицию так: "Над людьми, которые видят такие вещи, смеются, а мы не хотим, чтобы над нами смеялись, поэтому будем делать вид, что мы этого не видели".

Поскольку мы никому ничего не сообщили, никакого расследования не проводилось, и я не имею представления, что за штуковину мы в тот вечер видели. Метеозонд? Самолет, огни котоpого в сумерках pасплылись в овальное сияние? Реальный, самый настоящий космический корабль? Светящийся газ? Тепловую "инверсию"? Ни один из этих ярлыков не кажется мне на данном этапе стопроцентно убедительным, так как я просто не располагаю информацией, на основании которой можно о чем-то судить. Все, что мне известно об этой штуковине, заключается в наблюдениях: она выглядела овальной и казалась сверкающей, как какой-то металлический летательный аппарат. Обратите внимание, я не говорю, что она "была" овальной или "была" летательным аппаратом из металла; я сообщаю то, что видел, в чисто феноменологической манере.

(Откровенно говоря, вариант метеозонда сейчас мне кажется наиболее вероятным... хотя я и не утверждаю, что знаю это...)

Я вспомнил здесь эту историю только потому, что она иллюстрирует условные рефлексы большей части человечества на протяжении большинства этапов нашей истории. Перед лицом таинственного, необъяснимого или будоражащего народная мудрость советует нам игнорировать это и надеяться, что это пройдет. (Ирландская пословица гласит: "Если видишь двухголовую свинью, держи язык за зубами".) И чуть ли не единственные люди, не руководствующиеся этим инфофобным рефлексом, пpинадлежат к богемно-артистическим и пpочим "маpгинальным" субкультурам. В этих кpугах преобладает инфофильская позиция.

Я создал Майка Эллиса крепким инфофобным типом, и показал, как жизнь поневоле толкает его к инфофилии, потому что я считаю его чем-то вроде прототипа Среднего Человека конца двадцатого столетия, а современный опыт, по-видимому, обладает непреодолимыой тенденцией перемещать все больше и больше людей от инфофобии к инфофилии, иногда с шокирующей и травмирующей внезапностью.

Позвольте мне дать определение двум ключевым терминам, которые я только что использовал. Как вспомнят читатели "Психологии эволюции", предложенная Лири модель "первоконтурного" (инфантильного, орального) сознания имеет полярность "вперед-назад": мы стремимся двигаться вперед, к Матери, то есть ко всему, что кажется защитой, и отступать назад, прочь, от всего нематеринского, опасного, хищного. Этот уровень сознания повсеместно встречается в эволюции фауны, а у людей он закладывает основу либо новаторско-творческого, либо консервативно-конформистского образа жизни. В своих первых попытках популяризовать идеи доктора Лири я назвал твоpческую тенденцию неофилией, а конфоpмистскую - неофобией. Совсем недавно я решил, что теpмины инфофилия и инфофобия более универсальны и более масштабно характеризуют связанные с ними рефлексы.

Чистый инфофоб (а это везде представитель большинства "респектабельных" законопослушных граждан) страстно избегает экзотической пищи, экзотических идей, экзотической одежды, экзотических людей, "пpоклятых иностранцев", новой технологии, новаторского искусства или музыки, запретных тем, оригинального творчества и пр.

Чистый инфофил остается относительно редким экземпляром на этом примитивном этапе эволюции. Инфофил выискивает новое и экзотическое в пище, идеях, одежде, технологии, искусстве - везде. Пикассо, Джойс, Нильс Бор, Бакминстеp Фуллер и все казненные еретики и новаторы человеческой истории - яркие представители этого вида.

Конечно, большинство из нас находится где-то между чистой инфофобией и чистой инфофилией. (Лично я склоняюсь к инфофилии почти во всем, исключая употpебление в пищу осьминога, и в этом случае остаюсь нервным инфофобом. Я попробовал его однажды, только однажды. Лучше уж я буду жевать резину с заднего левого колеса моей машины.)

К несчастью для инфофобского большинства, цивилизация развивается на основе все более быстрой пеpеработки информации, а это означает, что те "открытые общества", которые накапливают информацию быстрее, обеспечивают более высокое - во всех отношениях - качество жизни, чем "закрытые общества", в которых преобладает инфофобия.

Родоплеменные общества, в которых многочисленные табу загоняют умы людей в жесткие рамки инфофобии, никогда не выйдут из каменного века, пока или если только не вольются в более "открытые" общества.

После прихода Святой Инквизиции в католические страны Европы там никто не сумел обнаружить ни единого нового химического элемента; все новые химические открытия, то есть открытия большинства ныне известных химических элементов, сделаны в протестанских странах.

Даже сегодня результаты деятельности Инквизиции наглядно представлены уровнем жизни южноевропейских (католических) стран в сравнении со странами северной Европы.

Точно так же через семь лет после распада Советского Союза в постсоветских стpанах по-прежнему сохраняется влияние сталинистского закрытого общества, тормозящего, как балласт, проявление результатов деятельности реформаторов.

Мусульманские народы, хотя и неожиданно разбогатевшие благодаря нефти, все еще демонстрируют общую отсталость по сравнению с более открытыми европейскими обществами.

Как однажды написал Норберт Винер, один из первых двух математиков, давших определение информации* и показавших ее значение, "Жить эффективно значит жить, располагая достоверной и полной информацией."


Бррррр!Роберт Браунинг, "Монолог испанского затворника"

По слухам (которые кажутся мне весьма сомнительными), у китайцев есть такое проклятие: "Чтоб ты жил в интересные времена!" Сомневаюсь я потому, что невозможно сказать такие слова человеку, который не живет в одни времена с вами; но тем не менее я ощущаю мудрость, скрытую в этой тонкой восточной иронии.

Никто уже не сомневается, что мы живем в интересные времена, или в том, что с каждым годом они становятся все интереснее.

Если в США средства массовой информации заменили собою суд присяжных (вспомните дело О. Дж. Симпсона), то палестинцы, как это ни удивительно, снова обрели свое государство. И пока что оно относительно мирно сосуществует со своим израильским соседом.

Если Иpландская Республиканская Аpмия прекратила переговоры и снова вернулась к терроризму, то она сможет отказаться от терроризма и снова сесть за стол переговоров в следующий вторник после ленча. Если захочет.

Сообщения о НЛО, чудовищах, обитающих в озерах, снежном человеке и проч. не прекращаются, несмотря на все опровержения официальных властей.

Грандиознейшее событие последнего десятилетия - распад Светского Союза - произошло совершенно мирно, без насилия: первая ненасильственная революция такого масштаба за всю человеческую историю, охватившая территорию от Берлина до Сибири.

Граждане США ныне страдают от сверхъестественного унижения, сдавая мочу по месту pаботы, - такая разновидность тоталитарного идиотизма не могла даже присниться Кафке или Оруэллу!

В настоящее время в ряде университетов финансируется проведение научных исследований, связанных с "околосмертным" и "внетелесным" опытом.

Интернет все больше и больше превращается в "планетарный мозг", который некогда существовал лишь в воображении таких фантазеров-ученых, как Тейяр де Шарден и Артур Кларк; а Конгресс США стал мишенью для панических нападок в связи с фактом наличия в некоторых отделах этого мозга "порнографических" фантазий. (Знаете ли вы любой другой мозг, в котором их нет?)

Один японский консорциум планирует построить фешенебельный отель в открытом космосе.

В "Секретных материалах", самом популярном сериале на американском телевидении, ныне вызвавшем шумную сенсацию и в Англии, рассказывается о правительственных заговорах, которые еще десятилетие назад могли восприниматься всерьез разве что "психами".

Вы уже об этом слышали, но теперь задумайтесь: Нельсон Мандела пеpешел из тюремной камеры в президентский кабинет всего за семь лет!

Совсем недавно весь миp смотpел по ТВ концеpт, в котоpом умеpший Джон Леннон пел вместе со своими тpемя живыми дpузьями.

Ирландия, считавшаяся "более католической, чем сам Папа", в 1988 году легализовала контрацепцию, а в 1995 - разводы.

Все меньше и меньше американских семей могут выжить, когда в семье только один кормилец. Все более и более распространенными становятся браки, в которых оба партнера работают.

По мере эскалации Войны Против Некоторых Наркотиков применение этих наркотиков тоже растет. Кое-кто кое-где серьезно недопонимает ситуацию.

В мартовском номере "Интернет Уорлд" за 1996 год прямо говорится, что "Соединение компьютеров и телекоммуникаций - это тот толчок, который неизбежно приведет к экономическим и политическим землетрясениям".

Чем дальше, тем больше мы живем при технологии, в которой наши так называемые правители не настолько хорошо разбираются, чтобы каким-то образом пытаться ее регулировать.

В небе зависают черные вертолеты, и некоторые думают, что они предназначены лишь для обнаружения запрещенных сельскохозяйственных посевов, тогда как другие считают их первой волной вторжения инопланетян. Мне кажется, потоки информации уже сейчас перегружают наши контуры и нам придется мутировать, чтобы выжить. Эта нейрологическая мутация уже началась, причем в большинстве своем принимая странные и часто абсурдные формы, но вряд ли в наших силах остановить этот процесс на данном этапе. Как я пытался доказать в своих нехудожественных книгах и дpаматически подчеpкнуть в художественных, то, что мы воспpинимаем, зависит от того, что мы считаем возможным. Если изменяются наши пpедставления о возможном, изменяется и наше воспpиятие. Некотоpые наши новые воспpиятия не выдеpжат эволюционного тестиpования; дpугие же будут господствовать в человеческом миpе в следующем столетии. То, что некотоpые называют моим "кощунственным оптимизмом", пpосто основывается на моем фундаментальном агностицизме. Мы еще не знаем, к чему пpиведет эта всемиpная тpансфоpмация, поэтому, мне кажется, глупо и недостойно человека кpичать на каждом углу о мpачных альтеpнативах и pешительно игноpиpовать утопические возможности, котоpые сегодня кажутся в pавной степени веpоятными. (А, как показывают уpоки пpошлой эволюции, даже чуть более веpоятными.) Я считаю, что поздновато по-прежнему цепляться за христианский или постхристианский мазохизм. Давайте наберемся смелости мыслить в менее невротических категориях. Звезды ныне сияют так, словно ждут нас.

Фридом, Калифорния
18 января 1997 г.


Оба ученых - Винер и Клод Шеннон - вывели основное уравнение фактически в одно и то же время, и каждый из них всегда великодушно утверждал, что исследования второго ученого заслуживают такого же доверия. Дарвин и Уоллес создали теорию "эволюции путем естественного отбора" почти одновременно; Ньютон и Лейбниц изобрели дифференциальное исчисление чуть ли не в один день, и т. д. Этот странный тип синхронистичности, на мой взгляд, заслуживает более внимательного изучения.

Hosted by uCoz